Авторские материалы "Оружие стоит дорого, поставляется поздно, работает не так": вся правда о ВПК США

6 июля 2023, 16:53

Персоны

Военно-промышленный комплекс США стал представлять интересы корпораций, а не работать на оборону страны. Об этом говорит статья Майкла Бренеса из Йельского университета. Огромные расходы и засилье крупного бизнеса приводят к тому, что главной целью оборонной промышленности становится прибыль, а не военная мощь страны. О том, как Соединенные Штаты пришли к этом, – в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александра Ельшевского.

Американский ВПК показал все, на что способен, в годы Второй мировой. Тогда президент Рузвельт сделал ставку на военную промышленность и госзаказ, чтобы обеспечить занятость населению и скорее избавить экономику от последствий Великой депрессии. А когда США вступили во Вторую мировую, экономика вообще была переведена на военные рельсы. В 1942 году создается Совет по военному производству, который мобилизовывал бизнес и распределял ресурсы для фронта.

Особое внимание в производстве вооружений было сосредоточено в основном на авиастроении и строительстве кораблей. При этом военные компании базировались преимущественно в индустриальных центрах на северо-востоке и Среднем Западе на государственных предприятиях. Правительству принадлежали почти 90% производственных мощностей по созданию самолетов, кораблей, орудий и боеприпасов.

Именно в этот момент президент Эйзенхауэр в своей последней речи на посту главы государства сказал исторические слова об опасности крепнущего влияния военно-промышленного комплекса, который может начать служить частным интересам, а не обществу.

ЭЙЗЕНХАУЭР: Мы создали большую машину ВПК, в ней трудятся до 3,5 миллионов мужчин и женщин. Нельзя допускать расширения влияния этого, угроза этого будет существовать еще очень долго.

Началом изменений можно назвать холодную войну. Армейские подрядчики пролоббировали в Конгрессе смягчение правительственного контроля для того, чтобы начать приватизацию в оборонной отрасли. И уже во время корейской войны частники стали доминировать в области военного производства. Крупные государственные предприятия были закрыты в течение десяти лет.

К началу вьетнамской войны стали заметны первые последствия таких изменений. К концу 1960-х годов члены Конгресса, открыто говорили о растратах и злоупотреблениях в бюджете Пентагона. Вот только одна из цитат докладов Конгресса: "Удручает информация о том, что оружие у нас стоит слишком дорого, поставляется армии слишком поздно и работает далеко не так, как указано в технических характеристиках".

Уже во время президента Кеннеди государственные структуры стали обслуживать частные интересы военно-промышленных компаний. А лоббисты проникли во все сферы власти. Вот как об этом вспоминает его племянник Роберт Кеннеди.

КЕННЕДИ: Мой дядя, Джон Кеннеди, был окружен представителями ВПК, и он очень быстро понял, что ЦРУ и все службы работают на то, чтобы обеспечить конвейер войн для ВПК.

После окончания Вьетнамской кампании в 1973 году и сокращения оборонного бюджета американская военная промышленность переключилась на продажу оружия за границу. Рост экспорта вооружений в страны Глобального Юга – с 404 миллионов долларов в 1970 году до 9,9 миллиарда долларов в 1974 году – также совпал с деиндустриализацией и передачей производства американской военной техники зарубежным странам в рамках аутсорсинга. Это привело к закрытию заводов и сокращению рабочих мест в Военно-промышленном комплексе Соединенных Штатов. Теперь больше комплектующих и запчастей для американской военной отрасли производилось за границей. Уменьшалось количество рабочих мест, а значит, и квалифицированного персонала.

Очередные перемены отрасли принесло правление Рейгана, который увеличил расходы на оборону со 176 миллиардов долларов в 1981 году до 325 в 1990 году. Именно тогда был взят курс на то, чтобы отдавать приоритет не обычным вооружениям, а экспериментальным проектам. Они впечатляли Конгресс и общественность, но часто оказывались не особенно эффективными. Программа, получившая прозвище "Звездные войны", обошлась правительству США в 30 миллиардов долларов, прежде чем президент Билл Клинтон отменил ее в 1993 году. Администрация Рейгана также вкладывала деньги в суперсовременные боевые самолеты, такие, как бомбардировщик-невидимка B-2 и истребитель-невидимка F-22, вместо того, чтобы финансировать менее впечатляющие, но очень нужные закупки артиллерии и боеприпасов.

После окончания холодной войны американские политики начали думать о том, сколько теперь нужно тратить на оборону. Сокращение бюджетов и одновременно слияние производителей привело к тому что, если в прежние годы число работников оборонной отрасли США превышало 3 миллиона человек, то сейчас в отрасли работает чуть больше миллиона.

При том, что на множество проектов оружия будущего тратятся колоссальные средства, произвести обычные снаряды в нужных количествах для крупных военных действий ВПК Америки уже не может. За полгода на Украине было сожжено такое количество противотанковых комплексов, которые сложно выпустить и за 5 лет. Один из немногих американских государственных заводов, который производил черный порох, взорвался в 2021 году и так и не был восстановлен, поскольку не мог приносить достаточно прибыли. Корпорациям значительно интереснее разрабатывать красивые образцы за миллиарды, отчитываясь макетами и презентациями, чем клепать десятки тысяч простых снарядов. Кроме того, запустить сокращенные десятилетия назад производства невозможно по щелчку пальцев. Требуются не только станки и восстановление технологии, но и рабочие, которых нужно обучить. А это тоже долго и дорого.

Ожидается, что в обозримом будущем сбои в глобальных цепочках поставок будут мешать оборонной промышленности. Хотя военная отрасль надеется на увеличение продаж и прибылей в следующем году, в ней сохраняются проблемы с задержками, перебоями с поставками и перерасход средств.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация