Авторские материалы Воздушная блокада Белоруссии: кто и сколько в итоге потеряет

26 мая 2021, 13:03

Персоны

Рекомендации Евросоюза авиакомпаниям избегать полетов над Белоруссией вызывают сожаление, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Нужно понимать, что в конечном итоге за эти рекомендации платить будут пассажиры самолетов, которые лишние полчаса или час будут находиться в воздухе». Ранее на саммите ЕС было принято решение запретить белорусским самолетам летать над территорией союза. А европейским авиакомпаниям рекомендовано воздержаться как от прямых рейсов в Минск, так и вообще от любых полетов над Белоруссией. Многие уже последовали этим “советам” и сейчас пытаются оценить свои издержки от воздушной блокады. Кто и сколько в итоге потеряет? Выяснял обозреватель "Вестей FM" Борис Бейлин.

От прекращения воздушного сообщения Белоруссии со странами Евросоюза пострадают многие авиакомпании и их пассажиры. Европейские авиаперевозчики не смогут совершать рейсы в Минск и из Минска, им придется делать крюк, облетая белорусские границы, тратить время и топливо, а в конечном счете и деньги. Санкции Евросоюза поддержали среди прочих Великобритания, Украина, Япония и Сингапур. Самолетов из этих стран не будет в белорусском небе. С другой стороны, ни Россия, ни Китай, ни многие азиатские авиакомпании не собираются присоединятся к блокаде. И даже США пока не приняли окончательного решения по этому поводу, хотя их пассажирские самолеты над Белоруссией и так не летают.

Оценить общий ущерб и потери сторон пока сложно. Неясно, сколько продлится эта своеобразная блокада. К тому же во время пандемии коронавируса авиатрафик сократился в разы. Он только-только начинает восстанавливаться.

Сейчас в среднем в сутки над Белоруссией совершается около 400 полетов. По данным Европейской организации по безопасности воздушной навигации, большая часть из них – примерно 300 – это беспосадочные перелеты. Из этих 300 – 100 приходятся на авиакомпании ЕС и Великобритании. Теперь они начнут выбирать другой путь. И прекратят платить Минску за использование воздушного пространства.

Есть и другие оценки. В Литве утверждают, что блокада коснется 180 рейсов в сутки. Вильнюс вообще поступил жестче всех. Там введен запрет на прием в литовских аэропортах и вылет из них всех самолетов, которые по маршруту следования пересекают воздушное пространство Белоруссии.

В Латвии местная компания airBaltic оценила свои потери от прекращения авиасообщения с Белоруссией в 200 тысяч долларов в месяц. Это дополнительные расходы на обход воздушного пространства соседней страны.

Некоторые западные эксперты утверждают, что из-за небольшого количества рейсов европейские авиакомпании вообще ничего не потеряют, другие, наоборот, прогнозируют рост цен на билеты.

Но основные потери от прекращения полетов в Евросоюз понесет белорусская авиакомпания «Белавиа». Портал FlightMode сообщил, что она собирается сократить персонал сразу на 50%. Сама авиакомпания опровергла эту информацию, заявив, что вариант массовых сокращений не рассматривается. При этом в “Белавиа” признали, что «в сложившихся обстоятельствах сокращение затрат, а также объявление простоя или оптимизация численности персонала – это неприятные, хоть и закономерные шаги».

Представитель «Белаэронавигации» Валериан Гродь оценил потенциальные потери авиатрафика всего в 5%. По его словам, за прошедшие сутки воздушное пространство Белоруссии пересекли 402 самолета. Это стандартная ситуация. При этом Гродь спрогнозировал рост издержек авиакомпаний, которые будут облетать Белоруссию.

С некоторыми сложностями из-за блокады могут столкнутся пассажиры, которые добирались до России с пересадкой Минске, отмечает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

ЛАНЕЦКИЙ: Минск стал очень важным транзитным пунктом для тех людей, которые летели из Европы в Россию. Мы говорим о тех странах, с которыми нет сейчас прямого авиасообщения. Альтернативой станет Стамбул. Но сейчас сам поток значительно уменьшился, потому что Россия ограничила въезд иностранцев.

Отдельный вопрос – прекращения авиасообщения с Украиной. В прошлом году “Белавиа” была третьей по числу выполненных в авиапространстве Украины полетов – более 10 тысяч. Из Минска летали в Киев, Львов, Запорожье, Одессу, Харьков и Херсон.

Глава совета директоров киевского аэропорта имени Сикорского Денис Костржевский сообщил, что запрет на полеты в Белоруссию снизит пассажиропоток на 10%. В связи с этим он попросил правительство Украины оказать аэропорту финансовую помощь.

А вот министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, напротив, уверен, что от воздушной блокады Белоруссии его страна только выиграет. Он надеется, что авиакомпании ЕС, которые ранее пролетали над Белоруссией, теперь начнут летать через Украину и, соответственно, платить Киеву за транзит.

«Белавиа» уже объявила о прекращении полетов на Украину, по крайней мере до конца лета.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация