Авторские материалы Обманывают везде: что показала последняя проверка АЗС на недолив и контрафакт

12 марта 2021, 18:40

Персоны

Каждая десятая автозаправка недоливает бензин, каждый 7-й литр дизеля – фальсификат. В Росстандарте рассказали о способах мошенничества на АЗС. Владельцы автозаправок программируют колонки в свою пользу и мухлюют с объёмом горючего. Поймать их на этом сложно: инспекторы обязаны заранее предупреждать о проверках и не имеют права лезть в настройки программы. В Росстандарте признают: если проверять АЗС методом "тайного покупателя", нарушений выявится в разы больше. Где заправляться без обмана, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.

В среднем порядка 10% автозаправок попадаются на недоливе и продаже фальсификата. Это – свежие цифры Росстандарта, который следит за топливным рынком. Главные нарушители – небольшие АЗС. Причём обманывают везде: и в городах, и на трассах. Например, на Урале проверяющие нашли немало нарушений именно в городской черте.

По нормам заправка может недолить всего полпроцента от оплаченного топлива, то есть примерно стакан бензина на полный бак. Автовладельцы жалуются, что им заправили на несколько литров больше, чем влезает в машину по техпаспорту. В соцсетях выкладывают фотографии чеков: залили 60 литров, хотя объём бака – 55. По словам главы Национального общественного центра БДД Сергея Канаева, всё дело в настройках программы, которая отмеряет топливо.

КАНАЕВ: Основной, конечно, обман потребителя сейчас идёт через программное обеспечение, которое можно перенастроить в течение 30 секунд. Поэтому все проверки контролирующих органов на сегодняшний момент неэффективны. Если у нас для этого достаточно 30 секунд, то за это время ни один контролирующий орган не успеет ничего сделать.

Росстандарт выезжает по жалобам недовольных клиентов, но тайно это нельзя делать: инспекторы обязаны сообщить владельцу АЗС о своём визите. Контрольные замеры проводят в присутствии сотрудников станции, и потом все это попадает в отчёт. Так что реальные цифры могут быть в разы хуже. Но даже при таком подходе инспекторы находят нарушения. Автозаправщики разбавляют дорогой бензин дешёвым, с низким октановым числом, а вместо дизеля продают судовое топливо. Проблема в том, что в суррогатах больше серы, а это вредно для двигателя: он будет работать с перебоями или может вообще заклинить.

По словам автоюриста Сергей Радько, жалоб на откровенный фальсификат стало меньше, но это не значит, что везде продают качественный бензин. Просто машины спокойно уезжают с "левых АЗС", а потом, когда ломаются из-за некачественного топлива, непонятно, кому предъявлять претензии.

РАДЬКО: Некачественное топливо убивает двигатель постепенно, и поэтому далеко не всегда бывает такое, что от конкретного бензина автомобиль вдруг встал. То есть все эти проблемы накапливаются, и потом доказать, что конкретная заправка виновата, далеко не всегда возможно.

Сами заправщики говорят, что проблема контрафакта и недолива во многом надуманная. Нестыковки в объёме могут возникать из-за перепадов уличной температуры, когда топливо то расширяется, то сжимается.

В Росстандарте подтверждают: ещё 5 лет назад нарушений на АЗС было вдвое больше. Тогда их находили на каждой пятой заправке. С точки зрения водителей, недолив никуда не делся. Просто АЗС, скорее всего, стали лучше готовиться к приезду ревизоров. Комментирует руководитель движения "Народный контроль" Алексей Смирнов.

СМИРНОВ: Росстандарт приводит цифры по результатам проверок, о которых они предупреждают, и даже в этом случае, вы представляете, они выявляют до 10% некачественных нефтепродуктов. Это 10% тунеядцев, лентяев, которые не захотели подготовиться к приезду Росстандарта. Мы вот приезжаем без предупреждения, и у нас – другие цифры.

В Росстандарте говорят, что к осени наведут порядок на АЗС. С июля им разрешат проверять заправки в режиме "тайного покупателя". Сначала инспекторы сделают "контрольную закупку", опечатают канистру и только потом представятся заправщикам. Объём определят на месте, а качество проверят в лаборатории. Кроме того, в октябре выходит новый ГОСТ для заправок, и им будет сложнее перепрограммировать колонку на недолив. Так что, по идее, обманывать на АЗС станут реже.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация