Культурное путешествие Тайные страницы истории ГУМа

25 января 2020, 03:10

Персоны

ГУМ: история создания, новаторские особенности, современные детали.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии для вас работают Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, добрый день.

САФАРОВ: Добрый день, Полина.

СТУПАК: Эмблему рисовал Родченко, а рекламу придумывал Маяковский. Здание несколько раз хотели снести, но оно устояло и стало одним из символом нашей столицы. Здесь впервые появились фиксированные ценники и демонстрация товаров на манекенах. У этого места богатая и временами таинственная история. И сегодня мы поговорим об одной из культовых достопримечательностях Москвы – о Главном универсальном магазине. ГУМ известен далеко за пределами Москвы, и мне даже кажется шире – за пределами нашей страны. А мороженое, фонтан, гастроном № 1 и модные показы, проходившие здесь, уже давно стали символами советского государства. Когда-то здесь жили люди, имелся свой телеграф, артезианская скважина, электростанция, а сегодня проходят кинопоказы и выставки современного актуального искусства. Марат, давайте начнем с истории и вспомним о том, что Красная площадь, где находится ГУМ, вплоть до 17-го века называлась Торгом, поэтому торговля здесь шла практически всегда.

САФАРОВ: Да, безусловно. И вот то сакральное такое значение, которое Красная площадь приобрела в 20-м веке, скорее это уже советская эпоха. А еще в начале 20-го века действительно это было одно из самых активных торговых мест в Москве. И неслучайно здесь Красная площадь плавно перетекает в китайгородские улицы, в главную такую торгово-посадскую часть Москвы первопрестольной. Поэтому, собственно вы правы, да, и в 17-м веке, и вообще в средневековье, и в раннее новое время это была торговая улица, торговая площадь, торговые улицы и Варварка, Никольская, Ильинка. Но собственно в начале 20-го века здесь очень активно процветал (правда, сезонный) вербный базар, который был приурочен к Вербному воскресенье. И вообще облик Красной площади начала 20-го века, он абсолютно, ну так скажем, впечатлит наших радиослушателей и особенно увлекающихся москвоведением, и кто еще не видел фотографии начала 20-го века. А их, кстати, большое количество, поскольку фактически вся площадь была застроена различными торговыми ларьками, лабазами. А кроме того, по Красной площади двигался трамвай.

СТУПАК: Трамвай, да. Но меня больше впечатлило, что в конце 19-го уже Верхние торговые ряды существовали, ведь ГУМ ранее и назывался Верхними торговыми рядами, и с удивлением узнала, что их проектировал Джакомо Кваренги, а потом уже Осип Бове.

САФАРОВ: И если обратиться к началу 19-го века, то действительно Бове в стиле классицизма строит роскошные, значит, торговые павильоны, но они тем не менее быстро обветшали. И вот здесь мы должны вспомнить имя Николая Алексеева – городского головы. Ну, на мой взгляд, в дореволюционной московской истории это главная такая ключевая фигура московского хозяина – рачительного, из купеческого семейства, кстати говоря, родственника Константина Сергеевича Станиславского, тоже собственно урожденного Алексеева. Поэтому семья эта была хорошо известна. И вот все свои предпринимательские таланты Николай Алексеев реализовывал на посту городского главы. Кстати говоря, совсем недавно один из гостей нашей программы Константин Полищук, москвовед, защитил диссертацию кандидатскую, посвященную предпринимательской и благотворительной, по-моему, даже деятельности Николая Алексеева. Так вот, Алексеев решил, значит, все это переоформить, перестроить и создать современное торговое пространство.

СТУПАК: По-моему, он же пытался уговорить всех этих владельцев лавок, которые там были, организовать акционерное общество и как-то перенести все это уже в более приличный вид.

САФАРОВ: Это было очень сложно сделать, потому что сам принцип акционерного общества был не характерен для этих торговцев – мелких лавочников. Конечно, это не Охотный ряд, недалеко отсюда располагавшийся, который уже такая классическая московская, старомосковская торговля, здесь, конечно, поцивилизованнее было. Но тем не менее, по-моему, их было около 500 или даже 600, этих торговцев, и у каждого были свои интересы, и каждый, значит, с очень большим трудом слушался Алексеева. Тем не менее все-таки проект постепенно продвигался...

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация