Актуально ОЗХО станет заниматься назначением виновных в химических атаках

21 ноября 2018, 12:11

Увеличение бюджета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) на 2019 год позволит реализовать программу финансирования подразделения, которое будет заниматься определением виновных в химической атаке. За проект бюджета на будущий год проголосовали 99 государств, против – 27 стран, среди которых Россия и Иран. За наделением ОЗХО правом атрибуции (указания виновника химической атаки) на летней сессии ОЗХО проголосовали 82 члена этой организации, против – 24. Ранее собранные данные ОЗХО передавало в Совбез ООН, который выносил решение о применении санкций против той или иной страны.

Комментирует независимый эксперт по химическому оружию, бывший инспектор ООН по Ираку (1994 г.), автор российских технологий уничтожения химического оружия кандидат химических наук Антон Юрьевич Уткин.

Что даёт механизм атрибуции ОЗХО? Как он будет работать? Какие новые возможности получает эта организация?

А. Уткин: До конца атрибутивный механизм ещё не отработан. На сегодняшний день известно только то, что генеральный секретарь, которому и было дано поручение в соответствии с западным решением о наделении организации такими полномочиями, должен создать механизм, который бы соответствующим образом функционировал.

Для создания отдела было выделено 8 должностей. Он, собственно, и будет представлять собой атрибутивный механизм. Однако, если мы просто сравним это количество людей с тем количеством людей, которые работали в совместном механизме по расследованию, в том самом механизме, который заблокировала Россия в 2017 году, то там было порядка 25 человек. Из них только 16 человек – технические специалисты. Они непрерывно сидели в Гааге в ОЗХО и проводили очень кропотливую работу для того, чтобы найти сторону, которая ответственна за применение химического оружия. Но даже при таком количестве специалистов их отчёты были настолько слабыми, настолько очевиден был их непрофессионализм, что Россия с лёгкостью ветировала продление работы совместного механизма по расследованию при ООН. Что же теперь говорить о том, что смогут сделать эти восемь человек? Причём из них технических специалистов будет порядка только пяти человек. Остальные – это юрист и помощники.

А пять человек недостаточно?

А. Уткин: Безусловно. Когда идёт расследование, да ещё международное, это требует очень больших ресурсов. И это требует при условии, что мы подразумеваем объективность расследования, , по крайней мере, каких-то безусловных аргументов, точных доказательств, которые невозможно подвергнуть сомнению. Ведь, как правило, такие вещи не рассматриваются в суде. Понятно, что в данном случае мы говорим о вопросах войны и мира, а согласно Уставу ООН вопросами войны и мира и назначением ответственных за эти вопросы ведает Совет Безопасности.

Которого теперь отстраняют от принятия решения? И теперь всем этим будет заниматься создаваемый орган ОЗХО?

А. Уткин: Хуже того. Когда этим ведает Совет Безопасности, а он является самым высшим органом в иерархии ООН, то есть, Совбез обладает самой высокой ответственностью, то самое главное, что у него есть, – это механизм защиты. То есть, если кто-то из членов Совбеза ООН не согласен со справедливостью назначения виновных, он может заблокировать это решение, используя своё право вето.

А здесь получается, что какая-то техническая организация ОЗХО, какое-то её подразделение соберёт какие-то факты, кого-то там назначит ответственным и генеральный директор утвердит это? Причём в данном случае уже не будет ни права вето, не будет, безусловно, ни защитников, ни возможности апелляции. Фактически ОЗХО будет играть роль суда. Это абсолютно не приемлемо.

Более того, Конвенция вообще не предполагает наличие каких-то обвинительных возможностей у этой организации. Британия ссылается на то, что в одном из приложений к Конвенции, записаны следующие слова: "Что, если инспекционная группа, проводя расследование, получит в своё распоряжение документы, свидетельствующие о вине какой-то стороны, она имеет право приложить эти документы к своему отчёту".

Я, да и все, кто более-менее знаком с Конвенцией, трактуют это следующим образом: у Конвенции нет возможностей для вынесения обвинения, но уж если документы попали в руки, то представить их инспекция может. То есть, это исключение, когда есть документы, не утаивать же их. Представить можно, но никаких заключений делать нельзя. А Британия на основании этого говорит, что можно представлять информацию об обвинении, а значит, и это можно делать.

Всё-таки мы пока говорим об увеличении бюджета на 2019 года для ОЗХО. Но это же ещё не означает, что это подразделение будет создано уже в ближайшем будущем. Хочется понять, когда всё это заработает?

А. Уткин: Как только бюджет ОЗХО на 2019 год утверждается, то сразу начинаются действия по созданию этого подразделения. Набираются люди, и подразделение начинает функционировать.

В это подразделение ОЗХО может кто-нибудь войти от нашей страны? Или там будут люди, набранные по каким-то своим критериям?

А. Уткин: Сейчас пока существует негласное понимание, что никто из граждан ни одной из стран G5, то есть, стран, владеющих ядерным оружием и входящих в Совет Безопасности, входить в это подразделение не должен.

Однако при этом мы не должны впадать в заблуждение. Почему? Потому что в ОЗХО доминируют англосаксы. Это США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия и т.п. Весь британский пояc плюс Франция. Это означает, что материалы, которые будет добывать ОЗХО как техническая организация, а у них есть специальная миссия по расследованию фактов в Сирии, она туда выезжала и собирала материалы, будут представляться. Но какие материалы ОЗХО представит, какие утаит и не представит, не известно.

На основании этой информации вновь созданное подразделение ОЗХО может привлекать к работе какие-то экспертные организации. И вот они уже могут быть и из Великобритании, и из США. И уже они могут давать свои заключения в нужном русле. Поэтому механизм, безусловно, заработает уже в следующем году, и сегодня Россия уже стоит прямо перед фактом, что ОЗХО становится не просто политизированной организацией, а ОЗХО занимает одну из сторон в спорах, а именно – сторону западных стран.

­ОЗХО станет заниматься назначением виновных в химических атаках

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация