Авторские материалы "Неуд" учителю! Почему педагоги провалили тесты по своим предметам

19 ноября 2018, 17:18

Персоны

За учителей, проваливших предметные тесты, заступилась министр просвещения Ольга Васильева. По ее убеждению, "исследование было некорректным от начала и до конца". Ранее Рособрнадзор сообщил, что по итогам проверки почти половина российских учителей не справилась с работами по математике и информатике. Что вскрыли, а что скрыли проверочные работы учителей, пыталась выяснить корреспондент "Вестей FM" Марина Костюкевич.

"Неудовлетворительно!" – такую жёсткую оценку выставили педагогам в Рособрнадзоре по итогам тестов. Особенно неприятно удивили учителя математики. Половина из них не справилась с заданием по своему предмету. Еще около четверти участников плохо выполнили работы по истории, экономике, дисциплине "Россия в мире", русскому языку и литературе. Самих учителей такие оценки не удивляют. Но не потому, что знают плохо, а потому, что проверок много, делится впечатлениями учитель русского языка и литературы Новосибирского образовательного центра "Горностай" Ирина Добрынина.

ДОБРЫНИНА: Мы не были готовы к этому исследованию. У меня оно особого потрясения не вызвало. Вызвало некое ощущение очередного неуважения ко мне. На меня только сваливают и сваливают различные новые инициативы, результатом которых потом размахивают и кричат, какие мы плохие.

Безусловно, каждый мастер время от времени должен проверять рабочие качества своего инструмента. В случае с учителями это – его навыки. Но делать общие выводы из одного лишь тестирования рано. Владение методикой преподавания в педагогике зачастую важнее полного багажа знаний по предмету, уверен председатель молодежной Ассоциации руководителей образовательных организаций, директор школы №1468 Москвы Илья Бронштейн.

БРОНШТЕЙН: Учителю, когда он готовит победителя для олимпиады, вовсе не обязательно самому быть олимпиадником. Достаточно владеть методикой преподавания, уметь проверить задание, видеть ошибки ребенка. У нас давно уже есть механизмы, которые позволяют в независимом режиме проходить "диагностику" нашими учителями. Там не баллы выставляют, а проверяют уровень. Московские учителя такую "диагностику" активно проходят.

Одна из серьёзных претензий – невыполнимость самих заданий. По словам некоторых участников проверки, некоторые задачи из тестов в принципе не могли быть выполнены, потому что у них нет решения. Возможно, отсюда и пошли разговоры о том, что в тестах использовались задания не для школьников, а для студентов математических вузов. Хотя в Рособрнадзоре это и отрицают. Недоверие к тестам породила и закрытость условий проверки. Чтобы понять причину провала, надо понимать, что провалили, говорит преподаватель математики столичной школы №1567, народный учитель России Леонид Звавич. А пока не опубликованы даже сами тесты.

ЗВАВИЧ: Ни один из экзаменов не опубликован. Ведь это тестирование хорошо бы посмотреть, чтобы понять, что там было? Почему не решили? Потому что волновались? Потому что условия какие-то были? Потому что их плохо подготовили в вузе? Потому что они зачахли на своей работе? Ведь можно тысячу причин найти и сказать, но для этого надо знать, что там было.

В Рособрнадзоре подчеркивают: тесты были не для оргвыводов по конкретным персоналиям, а для выяснения общей ситуацией в педагогике. Именно потому тесты были добровольными и анонимными. Важно понять уровень подготовки учителей, подчеркивает начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов России Рособрнадзора Евгений Семченко. И это удалось сделать.

СЕМЧЕНКО: Около 20% педагогов имеют проблемы в предметной подготовке, около 50% педагогов имеют проблемы в методической подготовке и где-то до 80% педагогов имеют проблемы в объективном оценивании заданий у детей. Причины таких результатов кроются в работе вузов, вторая причина – не совсем эффективная работа региональных институтов повышения квалификации учителей и не всегда понятная процедура переаттестации педагогических кадров.

Министр просвещения Ольга Васильева эти выводы сочла преждевременными. По ее словам, "вопрос о социологическом успехе этого исследования остается спорным". А само тестирование – "некорректным". Многие педагоги в России разделяют эту точку зрения.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация