Актуально Российской избирательной системе исполнилось четверть века

30 октября 2018, 12:18

Российской избирательной системе исполнилось четверть века. Именно столько времени функционирует Центризбирком. Выборы являются фундаментом всей политической системы нашей страны, но и претензий к ним за эти годы прозвучало немало.

Мы выбираем разную власть: депутатов местного самоуправления, губернаторов регионов, президента, Госдуму. Парламентские и губернаторские выборы за эти годы пережили неоднократные изменения. Губернаторов выбирали, потом назначали указом президента и утверждали голосованием в региональных парламентах, которые тоже выбирались по-разному: сначала только по округам, потом ещё и по партийным спискам. Госдума изначально выбиралась по смешанному территориально-партийному принципу, потом только по партспискам, а теперь опять по смешанному принципу. Менялись и правила выборов депутатов местного самоуправления, менялись и правила выборов мэров. Периодически предлагалось ввести прямые выборы ещё кого-то. Например, выбирать начальников полиции, как в США выбирают шерифов. Но эти идеи пока не встречают массовой поддержки.

О роли избирательной системы России рассказывает член Экспертного совета Фонда Института социально экономических и политических исследований Леонид Владимирович Поляков.

Совершенно недавно в стране звучали предложения сделать в России двухпартийную систему, чтобы было как в США. В России она может прижиться?

Л. Поляков: Имеется в виду статья председателя Конституционного суда В. Зорькина, где он такую идею высказал?

Да.

Л. Поляков: В принципе подобная идея бродит в умах вообще давно. В начале 2000-х годов она тоже рассматривалась как вариант. Но нужно сразу сказать, что при действующей сегодня в России избирательной системе – смешанной пропорционально-мажоритарной, никакой двухпартийности получиться не может. Потому что эта система как раз стимулирует многопартийность. Что и подтвердилось на последних выборах в Государственную Думу в 2016 году, когда по партийным спискам в Госдуму традиционно прошли четыре большие партии, которые всё последнее время занимают места в парламенте, плюс ещё две маленькие партии, поскольку их лидеры сумели выиграть в мажоритарных округах. Так что получилось в Госдуме фактически шесть партий.

Чтобы перейти к двухпартийной системе нужно изменить, по крайней мере, две вещи. Это, во-первых, перейти полностью на мажоритарную систему, то есть избирать депутатов Госдумы только в одномандатных округах. И, во-вторых, конечно же, нужна партийная реформа. Но административным путём заставить существующие 77 партий куда-то деться и составить две большие партии в принципе невозможно. Нужно согласие самих партийных активистов и партийных элит. Но не надо забывать, что политика – это процесс борьбы за власть, и здесь любая партия, даже самая маленькая, всегда имеет амбиции. Поэтому представить себе, что вдруг в партийной среде вдруг возобладает какой-то консенсус и мы перейдём к варианту, как в США, где действительно партий много, но на самом деле только две – демократы и республиканцы, или к варианту, как в Великобритании, к так называемой вестминстерской системе, где даже сама палата построена таким образом, чтобы сидели напротив друг друга правящая партия и оппозиция, невозможно. Думаю, что пока сама по себе идея перехода к двухпартийности – это, скорее, из области пожеланий, чем из области той реальности, на которую мы можем рассчитывать в ближайшие десятилетия.

Накануне глава ЦИК Элла Памфилова анонсировала введение такого документа, как электронный паспорт гражданина РФ, который разрабатывается Министерством цифрового развития. Дескать, он будет развивать избирательные процедуры в сторону цифровизации. Но вопрос связан не с этим, а немного с другим. В России зачастую многие говорят, что выборы ничего не решают и они на выборы не пойдут. И многие действительно не ходят. Поэтому, пока люди не верят в результативность избирательной системы, собственно в выборы, способна ли отечественная выборная система к самосовершенствованию? И возможно ли, чтобы в России предвыборная кампания стала ответственным мероприятием для каждого?

Л. Поляков: Ситуация во всех странах разная. Через неделю будут промежуточные выборы в США. Там одновременно всё превращается в Хеллоуин, потому что все стращают друг друга, страна расколота.

Что касается России и перспектив, насколько повысится уровень доверия населения к институту выборов, я бы сказал так. Вот Э. Памфилова сообщила о варианте перехода на электронную систему выборов. Мне кажется, что это как раз та реальная перспектива, которая могла бы облегчить доступ любого избирателя к месту голосования. Сейчас всё связано с местом расположения избирательного участка, с погодой, с сезоном и т.п. Постоянно идут споры на тему, что в сентябре неправильно выбирать Госдуму, потому что все на картошке, на дачах и т.п. Вот если действительно получится перейти на электронную систему с чётко гарантированной электронной подписью и возможностью для каждого воспользоваться своей электронной карточкой избирателя проголосовать из любого места и вообще, в принципе, через Интернет, это просто колоссально увеличит интерес избирателей к выборам, потому что одновременно будет гарантирована точность подсчёта голосов. Сейчас всё связано с бумагой, с работой избирательных участков, территориальных избирательных комиссий, переписыванием протоколов, вбрасыванием бюллетеней, "каруселями" и прочим.

Вы полагаете, что к электронной системе голосования в России когда-нибудь придут?

Л. Поляков: Я считаю, что это должно быть магистральным направлением той избирательной реформы, которая сейчас продумывается, осмысливается и целенаправленно разрабатывается. Думаю, что в этом направлении всё должно быть сделано.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация