Медвежий угол Производители алкоголя живут припеваючи

26 февраля 2016, 20:05

Персоны

Минпромторг предлагает вновь разрешить продажу алкоголя рядом со школами, клиниками и стадионами. Чиновники говорят, что действующие ограничения не привели к снижению алкоголизма среди населения, а только ударили по бизнесу. Предприниматели поддерживают идею ведомства. Законодатели называют её вредной, но готовы пересмотреть некоторые положения действующих норм. Чем чревата подобная инициатива? Есть ли смысл в этих ограничениях? Эту и другие темы Андрей Медведев, Сергей Корнеевский и Мария Фролова в эфире "Вестей ФМ" обсуждают с главой Центра разработки алкогольной политики Павел Шапкин.

Медведев: Раз пятница – как говорится, многие сейчас, наверное, сели за руль, чтобы поехать домой и, может быть, даже немного выпить.

Фролова: Сейчас мы всех будем отговаривать.

Медведев: Мы не будем отговаривать.

Корнеевский: Ну, грех в пятницу не выпить, грех.

Медведев: Мы просто расскажем, постараемся испортить им вечер и ощущения от грядущей выпивки. А поводом к тому, что мы позвали Павла сегодня в эфир, послужили недавние инициативы Минпромторга. Напомню, что произошло. Минпромторг предложил вернуть алкоголь, слабоалкогольные напитки так называемые, в палатки, в ларьки. Как помните, раньше, не так давно, каких-то 5-7 лет назад в ларьках продавали пиво, все эти адовы энергетики.

Корнеевский: А сейчас не продают, нет?

Фролова: Да, я тоже, кстати, не знала, что не продают.

Медведев: Конечно, нет.

Корнеевский: Так ларьков-то мы уже не видели. Что такое ларёк? Я не знаю это.

Медведев: Но ведь закон подразумевал не только запрет продажи в ларьках. Закон подразумевал ещё и то, что алкоголь будет нельзя продавать на определённом расстоянии от школ, официальных учреждений и так далее. Вот Минпромторг посчитал, что всё это – излишние меры предосторожности, что они никак не влияют, во-первых, на потребление спиртного в России. Во-вторых, мера не оправдала себя экономически, как считает Минпромторг. И в связи с этим, конечно, у меня возникает ощущение, что (как бы это выразиться помягче) кого-то не сильно устраивает, что русские стали меньше пить. Потому что, в общем, понятно, что в России алкоголизм и пьянство – это в первую очередь проблема русского народа. Мы много раз об этом говорили, что, скажем, на Северном Кавказе или в Поволжье эта проблема стоит куда менее остро, чем, скажем, в Нечерноземье или в северных регионах. И в том, что происходит, в этом предложении я вижу как минимум просто недосмотр чиновников. Хотя предполагаю, что у Павла есть своя точка зрения. Павел, вы-то как думаете? Что это? С чего вдруг решили? Это алкогольное лобби пытается сейчас продавить эту историю?

Шапкин: Я бы даже не сказал, что это именно алкогольное. Хотя есть в "Опоре России" представители алкогольной отрасли в том числе, и в правлении. В основном это "Опора" занимается пробиванием этого вопроса, мотивируя тем, что тяжело торговать стало в розницу. Дело в том, что сейчас расстояние до детских садов от алкогольных магазинов определяют субъекты Российской Федерации. То есть именно на уровне законов субъектов Российской Федерации. Они, как известно, тоже коллегиально принимаются. То есть присутствуют депутаты, которые обсуждают, смотрят, насколько обосновано, скажем, наличие магазинов в 50, в 100 или в 25 метрах от образовательных учреждений, от детских садов, от школ, от медицинских учреждений. Эта практика достаточно давно сложилась. Уже 15 лет все эти ограничения в регионах рассматриваются, выполняются, бизнес к ним привык. То есть, конечно, есть небольшие перекосы. Когда, например, возникает спор на момент. Вот стоит торговый центр, в нём на первом этаже, например, расположен магазин-супермаркет, который торгует в том числе алкоголем, а на втором этаже вдруг открывают зубной кабинет или какой-нибудь массажный салон, который относится к медицинским объектам.

Корнеевский: А это нельзя, да?

Шапкин: И сразу начинаются вопросы: а как отмерять – по прямой, по дорожке, по лестнице? Как мерить это расстояние, если, допустим, установлено ограничение 50 метров? И на таких спорных ситуациях, которых на самом деле не так уж и много, собственно, вся эта тема и построена – что отменить все эти ограничения торговли на прилегающих территориях.



Слушайте во второй части программы:

Майдан глазами политического обозревателя ВГТРК Максима Киселёва.

Медвежий угол. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация