28 апреля 2024, 18:40 28 апреля 2024, 19:40 28 апреля 2024, 20:40 28 апреля 2024, 21:40 28 апреля 2024, 22:40 28 апреля 2024, 23:40 29 апреля 2024, 00:40 29 апреля 2024, 01:40 29 апреля 2024, 02:40 29 апреля 2024, 03:40 29 апреля 2024, 04:40

Фильм о танцовщике и кинематографисте Александре Ширяеве показали в Третьяковке

  • Фильм о танцовщике и кинематографисте Александре Ширяеве показали в Третьяковке
  • Картинка
    Фильм о танцовщике и кинематографисте Александре Ширяеве показали в Третьяковке
  • Фильм о танцовщике и кинематографисте Александре Ширяеве показали в Третьяковке
Танцовщик, а затем и балетмейстер Мариинского театра, ассистент Петипа Александр Ширяев стремился зафиксировать балет на пленку.

Фильм "Мастер движения" показали в Третьяковской галерее. Четырехсерийная лента – это первый подробный рассказ об Александре Ширяеве. Артист императорского балета, ученик Петипа, талантливый педагог, он стал одним из первых советских мультипликаторов. Как? Узнаем у Станислава Анисимова.

В 1995 году в Петербурге киновед Виктор Бочаров обнаружил кинопленки начала ХХ века с поразительными новаторскими киноэкспериментами Александра Ширяева, танцовщика, а затем и балетмейстера Мариинского театра, ассистента Петипа, мастера характерного танца. "Ширяев в самом начале ХХ века увлекся кинематографией и обратился в Дирекцию императорских театров с предложением купить кинокамеру для того, чтобы снимать артистов на сцене и зафиксировать таким образом балет, но дирекция не пошла на это. И Лопухов пишет, что Ширяев тем не менее купил камеру, и съемки производились", – рассказал режиссер, киновед Виктор Бочаров.

Ширяев прекрасно рисовал, фиксировал движение артистов и танцы на бумаге. Получалась своеобразная "раскадровка". Тогда мастеру пришла идея разместить рисунки вертикально. Такие бумажные ленты тоже сохранились в архиве. Если их воспроизвести, получается то, что мы можем назвать мультфильмом. Далее Ширяев перешел к работе с куклами. Когда он стал возобновлять – уже после Петипа – балеты, ему пришлось разработать особую схему. "Он сделал кукол, 20-25 сантиметров, из проволочек, и каждое движение он делал в прогрессии. И он прекрасно понимал, какое движение нужно делать артисту на сцене", – продолжил Виктор Бочаров.

И снова каждое отдельное движение статичной куклы – это отдельный кадр. Если их зафиксировать на пленку и последовательно показать, получается кукольный мультфильм. Стоит отметить, что этими экспериментами он занимался с 1906 по 1914 годы. Опередив на несколько лет Владислава Старевича, первые опыты которого относятся к 1909 году.

Кино увлекало Ширяева своими выразительными возможностями, которые он старательно изучал. Среди наследия мастера – материалы со специальными эффектами, комбинированными съемками. "Его эксперименты с комбинированными для этого и были сделаны. Что значит каждый кадр? Какое движение должно быть и какое остается? Но его сцены были сделаны таким образом, что было превращение и перемещение объектов. Я даже в фильме об этом сказал: как пишут стихи в стол, пишут музыку в стол, он делал мультипликацию в стол. Он не хотел никакой публичности и тем более – зарабатывать этим деньги", – подчеркнул Виктор Бочаров.

Впрочем, показы для современников Ширяев всё же устраивал, прежде всего для профессионалов, балетной публики. После премьеры четырехсерийного фильма в кинозале Третьяковской галереи о работах Александра Викторовича узнала более широкая аудитория. В планах демонстрация документального сериала на канале "Культура".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация