24 марта 2017, 11:32 24 марта 2017, 12:32 24 марта 2017, 13:32 24 марта 2017, 14:32 24 марта 2017, 15:32 24 марта 2017, 16:32 24 марта 2017, 17:32 24 марта 2017, 18:32 24 марта 2017, 19:32 24 марта 2017, 20:32 24 марта 2017, 21:32

Подлинные изразцы XVII – начала XX века выставлены в Кирове

  • Подлинные изразцы XVII – начала XX века выставлены в Кирове
В геометрических узорах зашифрована не только символика, но и обычаи различных регионов страны. Экспозиция «Свет изразца Вятского края» представляет изразцы, найденные в ходе археологических раскопок.

«Душа России»– именно так называют русское изразцовое искусство. В геометрических узорах зашифрована не только символика, но и обычаи различных регионов страны. Экспозиция «Свет изразца Вятского края», открывшаяся в Кирове, представляет подлинные изразцы XVII – начала XX века. Они найдены в ходе археологических раскопок. Репортаж Алексея Фоминых.

На Руси традиционно центральное место в жилом интерьере принадлежало печи, которая имела большое значение, являясь неотъемлемой частью дома. Еще в древности печи украшали глиняными плитками – изразцами. Изразцы придавали печи живописность, праздничность и нарядность.

Сразу привлекает внимание то, что экспонаты здесь не закрыты от посетителя стеклом витрин. По большей части, это археологические находки, сделанные в разных районах области. Немалую часть работы по подготовке выставки взяли на себя студенты.

«Мы перемыли практически все экспонаты. Во-первых, надо удалить известь, убрать пыль. Некоторые склеивали, потому что они были разбиты на очень маленькие части», – рассказала студентка факультета истории политических, наук и культурологи ВятГУ Анна Борисова.

Работа по восстановлению изразцов сродни сбору картинки из пазлов. Кропотливая и долгая, зато результат радует глаз. Теперь можно узнать их историю. Например, изразцы с цветной глазурью украшенные короной и растительным орнаментом повествуют о тесных культурных и экономических связях Вятки и Великого Устюга.

«На Вятке очень четко прослеживается устюжская школа, вплоть до глазури орнамента, рисунка на лицевой стороне», – отметила научный сотрудник Кировского областного краеведческого музея Людмила Сенникова.

В XVII – XVIII веках произошел настоящий технологический прорыв. Благодаря воздушной прослойке – румпе – изразец отдавал тепло постепенно, о его поверхность нельзя было обжечься. Печь с изображением дивных животных, сказочных замков и подвигов мифологических героев как магнитом притягивала детей.

«Если возле этой печки проводили время, то у многих она была именно занятной, с интересными сюжетами. Сейчас исследователи говорят, что эти изразцы можно назвать комиксами того времени. Ну, или детской книжкой. Дети смотрели, им всё объясняли, и у них складывалась картина мира – теми средствами, которые были тогда доступны», – прокомментировала главный хранитель фондов Кирово-Чепецкого краеведческого музея Елена Загайнова.

Если ещё в XIX веке изразцы были редкостью, то с началом XX века их производят в промышленных масштабах. Клеймо на них говорило о том, что владелец фабрики гарантировал качество своим честным именем.  

Новости культуры

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация